Она была жрица, её звали Меретит. А он был певцом по имени Кахаи и выступал перед фараоном.
Они жили 4 400 годов назад в эру строительства пирамид, и их любовь отыскала отражение в очень необыкновенной сцене на стенках гробницы.
Гробница в Саккаре, где лежат не только лишь останки этой пары, да и кости их малышей и даже, может быть, внуков, изучается сотрудниками Маккуорийского института (Австралия). На одном из изображений влюблённые глядят друг дружке в глаза и Меретит держит правую руку на плече Кахаи.
Тут и ниже фото Effy Alexakis / Macquarie University Ancient Cultures Research Centre.
На Кахаи парик, воротник, юбка, браслеты и шкура леопарда. Он держит посох и скипетр — знаки власти и ответственности (может быть, указание на то, что управлял придворными певцами). В гардеробе Меретит — длиннющий парик, куцее колье, широкий воротник, браслеты и длинноватое узенькое платьице на бретельках, которое, по-видимому, оставляло грудь открытой (обнажённая женская грудь — распространённый мотив древнеегипетского искусства).
Рука на плече далековато не всегда означала романтическое чувство. К примеру, к той же эре относится аналогичное изображение 2-ух парней, которые, вероятнее всего, были близнецами.
Гробницу нашли в 1966 году. Фото её убранства были размещены в 1971-м в чёрно-белом виде. Учёные возвратились сюда в феврале года, чтоб один из самых ярких примеров искусства Старого королевства был представлен в полном цвете.
Результатом трудов стала книжка «Гробница Кахаи и его семьи», которую написала управляющий проекта Мираль Лашин.
В гробнице ещё в 1966 году были найдены мумифицированные останки, но непонятно, принадлежат ли они членам семьи. В более поздние эры египтяне нередко хоронили собственных мёртвых в старенькых склепах.
Археологи и искусствоведы считают, что гробницу выстроили в правление Ниусерры (2420–2389 годы до н. э.) либо скоро после него.
Кахаи и его отпрыск носили титулы, из которых следует, что они были певцами. К примеру, Кахаи назван «руководителем певцов 2-ух домов». Может быть, его гробница так прекрасно отделана, так как в ней работали королевские живописцы.
Вправду, там есть красочная сцена, изображающая двух людей, поющих под аккомпанемент арфистов и флейтистов. Кто это — члены семьи или совсем другие люди, неизвестно.
Несмотря на высокое звание, Кахаи, вероятнее всего, не только лишь выполнял обязанности администратора, да и продолжал петь. Г-жа Лашин отмечает, что, судя по изображениям музыкантов того периода, тогда не было больших коллективов, которыми приходилось бы руководить «полный рабочий день». Обычно на струнных и духовых инструментах играли от двух до пяти человек (и мужчин, и женщин), один или двое пели.
Гробница ничего не говорит о том, что Кахаи пел перед светлым ликом царя и его семейства, но, согласно другим источникам, те песни мало чем отличались от сегодняшних. Речь шла о простых радостях жизни: «Ешь, пей, веселись!»
Хотя Кахаи повезло с работой, беды не обходили его стороной: одна из надписей гласит, что ему пришлось похоронить сына по имени Нефер, который к тому моменту уже завёл собственную семью. На стенах изображены осиротевшие дети Нефера. Иероглифы рассказывают о том, что его жена была беременна, когда он умер.
Гробница была не просто местом погребения: считалось, что она в некотором смысле позволяет общаться с умершими. Там расположено пять ложных дверей с изображениями покойных. Египтяне верили, что через них ка (жизненная сила) умершего человека возвращается из загробного мира и принимает приношения, которые оставляются для неё.
Подготовлено по материалам LiveScience.
|